Гуляя с собаками, я вижу по их реакции на прохожих, кто нас боится, а кто нет.
Если собака идёт спокойно, занимаясь своими делами, и не замечает в упор проходящего мимо человека – значит, человек не боится. А вот если поднимается голова, напрягается спина и собака начинает пристально смотреть на прохожего – к бабке не ходи, человек уже мысленно простился с жизнью. И не обманешь ты кавказца натянутой улыбкой и нарочито бодрым голосом, если в крови у тебя бурлит адреналин и страхом разит за километр.
Я тоже не робот, и когда мне привозят новую собаку, особенно отказника с агрессивным поведением в анамнезе, я испытываю страх в некоторых ситуациях. И борюсь я с этим очень простым и действенным способом. Например, когда надо завести собаку в вольер после первой прогулки, и я не знаю, развернется ли он в калитке на меня (это называется «пойти в обратку»), я начинаю петь что-то сложное. Это могут быть итальянские арии (я – итальянский переводчик) или банальная серенаду, хорошо знакомую нам с детства, «Луч солнца золотого», подойдёт любая композиция, для грамотного исполнения которой надо сосредоточиться. Я концентрируюсь на нотах, на переходах, на темпе, бояться уже некогда, страх уходит и значит, я не спровоцирую им собаку.
Подойдет любой способ: склонять неправильные французские глаголы, вспоминать всех жён Генриха 8 или хронологию сериала «Анатомия страсти», лишь бы держать мозг занятым. Главное – не бояться.
Узнав собаку получше, этот способ я уже не использую, так как наши отношения выстраиваются на доверии друг к другу. Я доверяю собаке, уважаю её, и она платит мне тем же. Мы все расслаблены, у нас полный дзен.